Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
MIKSAN ADVENTURES
Готовое решение для создания
корпоративного сайта
+7 (902) 566-64-57
+7 (902) 566-64-57 Позвонить по телефону
WhatsApp Написать в WhatsApp
Telegram Написать в Telegram
E-mail
info@miksanadv.com
Адрес
г. Иркутск, ул. Чкалова, д. 15, оф. 801.
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00 (Время иркутское)
Главная
Туры
  • Байкал
  • Монголия
  • Турция
  • Непал
  • Африка
  • Блог о путешествиях
Услуги
  • Питание в турах
    • Обед на льду Байкала
    • Ужин на льду Байкала
Кухня
Блог
Отзывы
О нас
  • О компании
  • Подарочные сертификаты
  • Книги
  • Команда
  • Отзывы
Контакты
ru en
+7 (902) 566-64-57
+7 (902) 566-64-57 Позвонить по телефону
WhatsApp Написать в WhatsApp
Telegram Написать в Telegram
E-mail
info@miksanadv.com
Адрес
г. Иркутск, ул. Чкалова, д. 15, оф. 801.
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00 (Время иркутское)
MIKSAN ADVENTURES
Главная
Туры
  • Байкал
    Байкал
  • Монголия
    Монголия
  • Турция
    Турция
  • Непал
    Непал
  • Африка
    Африка
  • Блог о путешествиях
    Блог о путешествиях
Услуги
  • Питание в турах
    Питание в турах
    • Обед на льду Байкала
    • Ужин на льду Байкала
Кухня
Блог
Отзывы
О нас
  • О компании
  • Подарочные сертификаты
  • Книги
  • Команда
  • Отзывы
Контакты
    MIKSAN ADVENTURES
    Главная
    Туры
    • Байкал
      Байкал
    • Монголия
      Монголия
    • Турция
      Турция
    • Непал
      Непал
    • Африка
      Африка
    • Блог о путешествиях
      Блог о путешествиях
    Услуги
    • Питание в турах
      Питание в турах
      • Обед на льду Байкала
      • Ужин на льду Байкала
    Кухня
    Блог
    Отзывы
    О нас
    • О компании
    • Подарочные сертификаты
    • Книги
    • Команда
    • Отзывы
    Контакты
      +7 (902) 566-64-57 Позвонить по телефону
      WhatsApp Написать в WhatsApp
      Telegram Написать в Telegram
      E-mail
      info@miksanadv.com
      Адрес
      г. Иркутск, ул. Чкалова, д. 15, оф. 801.
      Режим работы
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00 (Время иркутское)
      MIKSAN ADVENTURES
      Телефоны
      +7 (902) 566-64-57 Позвонить по телефону
      WhatsApp Написать в WhatsApp
      Telegram Написать в Telegram
      E-mail
      info@miksanadv.com
      Адрес
      г. Иркутск, ул. Чкалова, д. 15, оф. 801.
      Режим работы
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00 (Время иркутское)
      MIKSAN ADVENTURES
      • Главная
      • Туры
        • Туры
        • Байкал
        • Монголия
        • Турция
        • Непал
        • Африка
        • Блог о путешествиях
      • Услуги
        • Услуги
        • Питание в турах
          • Питание в турах
          • Обед на льду Байкала
          • Ужин на льду Байкала
      • Кухня
      • Блог
      • Отзывы
      • О нас
        • О нас
        • О компании
        • Подарочные сертификаты
        • Книги
        • Команда
        • Отзывы
      • Контакты
      • +7 (902) 566-64-57 Позвонить по телефону
        • Телефоны
        • +7 (902) 566-64-57 Позвонить по телефону
        • WhatsApp Написать в WhatsApp
        • Telegram Написать в Telegram
      • г. Иркутск, ул. Чкалова, д. 15, оф. 801.
      • info@miksanadv.com
      • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00 (Время иркутское)

      Америка. Экспедиция «Байкал — Аляска 2019»

      Главная
      —
      Блог
      —Америка. Экспедиция «Байкал — Аляска 2019»
      Америка. Экспедиция «Байкал — Аляска 2019»
      Статьи о путешествиях
      06.08.2019
      Было решено впервые за 150 лет повторить путь сибирских купцов, по которому с тех пор не решался пройти никто. 

      Предисловие

      «Два века назад предприниматели Сибири делали проекты, охватывающие территорию от Енисея до Аляски. Создали Российско-Американскую компанию — одно из самых неординарных и мощных предприятий в мировой истории. Главное правление компании располагалось в Иркутске, откуда выстраивалась вся деловая логистика. За 30 лет компания организовала 25 морских экспедиций (15 из них — кругосветные).

      Купцы из Иркутска, преодолевая 9000 км, проводили экспедиции для спасения путешественников в Беринговом море. Иркутяне возили лед из Аляски на продажу в Калифорнию. Первые крупные состояния в Сибири сложились в результате промысловых экспедиций сибиряков на Камчатку, Алеутские острова и на Аляску. За год иркутские купцы проходили торговый маршрут Иркутск-Аляска-Иркутск-Китай-Иркутск-Москва-Иркутск и получали прибыль до 500%!

      В настоящее время великая история тех географических открытий забывается: маршрут заброшен, информации о том, как живут люди на севере России и Аляски мало, экономические и культурные связи между жителями разных берегов Берингова моря распались.

      Было решено впервые за 150 лет повторить путь сибирских купцов, по которому с тех пор не решался пройти никто. Так появился проект историко-географической экспедиции «Байкал-Аляска».

      Цели и задачи

      Одними из главных целей историко-географической экспедиции «Байкал-Аляска» было: пройти по пути иркутских купцов-первопроходцев; показать возможности сотрудничества между регионами по нитке маршрута, между странами. Показать красоту первозданной природы. Собрать материал для документального фильма, фотокниги, путеводителя, чтобы пробудить у тех, кто будет узнавать об экспедиции, интерес к путешествиям, исследованиям географии, истории, культуры. Возродить интерес к истории Сибири, Дальнего Востока, Аляски, к экспедициям, которые организовывали сибирские купцы. Добыть новые факты для историков и всех специалистов, которые занимаются изучением Севера.

      Экспедиция «Байкал-Аляска» 2019 г.

      • Маршрут: порт Хомер — о. Кадьяк - порт Виттер – город Ситка.
      • Время в пути: 19 дней.
      • Общее расстояние маршрута: 2048 километров.
      • Всего с момента старта 30 июня 2017 года экспедиция преодолела 15470 км.
      • Членами экипажей во время разведки маршрута и самой экспедиции стали 45 человек.
      • Нитка маршрута пересекла 7 регионов России и прошла вдоль самого большого штата США.

      Маленький номер гостиницы освещал тусклый утренний свет. По подоконнику колотили капли дождя, сбиваемые порывами ветра. Из-за этого спать хотелось еще сильней. С трудом заставил себя встать и пойти в душ. Встреча была назначена на 9:15. Еще полчаса на завтрак, прикинул я, и нужно ехать, опаздывать — смерти подобно. Вышел на улицу под дождь. Плюс 15 градусов. И это 1 июля.

      Машина остановилось у высокого кирпичного здания. У входа меня встретил полицейский со списком в руках.

      • Ваше имя и фамилия?
      • Михаил Петров.
      Он бегло прошелся глазами по списку.
      • Собеседование у вас во сколько?
      • В 9:15.
      • Нашел. Пройдите вон туда и зарегистрируйтесь.

      После регистрации тот же полицейский попросил меня выключить телефон и пропустил в дверь. Зайдя в здание, сразу уперся в рамку металлоискателя, наподобие той, что в аэропортах. Еще один полицейский спросил, что у меня в портфеле и попросил выложить все содержимое вместе с телефоном на стол, снять смарт-часы и отдать ему. «Как все серьезно», — подумал я. Остались только необходимые документы и заграничный паспорт. Российский, как и все остальное, они оставили у себя.

      • Пройдите на второй этаж, присядьте на лавку, вас вызовут, — строго приказал полицейский.

      Навстречу мне попалась заплаканная девушка, я задумался. На втором этаже стояли лавки, как в католической церкви, и на них послушно сидели незнакомые мне люди и с серьезными лицами смотрели travel-канал. Сел рядом. 

      Тут женский голос из микрофона проговорил: «Михаил Петров». Подскочил и быстро прошел к окошку, за стеклом которого сидела тучная женщина в очках лет 45–50.

      • Ваши документы и паспорт. Приложите пальцы левой руки к этому прибору, — приказала она. 
      • Теперь правой руки, а теперь оба больших пальца. Спасибо. Присядьте, ваш номер десять. Вас вызовут по номеру.

      Ушел на скамейку и принялся ждать своей очереди. Из другого микрофона прозвучал мужской голос с акцентом: «Номер 8, окно 4». И кто-то быстро встал и пошел к назначенному окну, оно не было в пределах видимости. Через минут десять оттуда вышел мужчина, быстрым шагом прошел мимо всех и направился к выходу, но потом резко остановился, повернулся в нашу сторону и с расплывающейся улыбкой сказал: «Всем до свидания и удачи!». Мужской голос из громкоговорителя скомандовал: «Номер 9, окно 4». На этот раз туда направилась женщина, пробыла там минут двадцать и вышла, как и та, что встретил на входе, с заплаканным лицом.
      Мое беспокойство росло…

      • Номер 10, окно 4, — так вызвали меня.
      • Ваши документы.

      Протянул их в окошко мужчине средних лет, абсолютно рыжему, в очках с толстыми линзами. Он начал интенсивно стучать по клавиатуре указательными пальцами обеих рук. Потом бросил взгляд на меня и с английским акцентом спросил:

      • Цель Вашего визита в США?
      • Путешествие! — выпалил я.
      • Куда прилетаете?
      • В Анкоридж, — ответил, не задумываясь.
      • Чем занимаетесь?
      • Бизнесом.

      Минуту в воздухе висели молчание и тревога, американец пристально смотрел в монитор и явно читал какую-то информацию. Потом распечатал листок формата А4 и протянул мне, оставив у себя мой заграничный паспорт.
      Я быстро взглянул на документ.

      Генеральное консульство США

      Владивосток, Россия.

      Уважаемый заявитель: ВАША ВИЗА ОДОБРЕНА!

      Фуф, выдохнул я. И направился к выходу. С этого момента начался мой путь на Аляску...

      Я много слышал про эту уникальную экспедицию, начиная с её разведки в 2016 году. Все эти годы мне неоднократно предлагали присоединиться к ней, зная мои увлечения и страсть к большим путешествиям, но судьба говорила: «Еще не время». И вот 18 апреля в 2019 году на встрече с участниками экспедиционного клуба «Базовый лагерь» я всерьез задумался о прохождении финального этапа экспедиции. В связи с этим много было трудностей и нестыковок. У меня все получилось. Частица в виде меня аккуратно «уместилась» в пазл экспедиции «Байкал-Аляска», и все встало на свои места.

      6 августа. Вылет

      • Ваш багаж нужно будет забрать в Пекине!
      • Как в Пекине? — удивился я. — Он же транзитом должен до Сиэтла лететь.
      • Представитель «Хайнаньских авиалиний» сказал, что только до Пекина, извините.
      • С этого диалога в Иркутске началась череда квестов, связанных с пекинским аэропортом.
      1. По прилету там докопались до некой печати в паспорте. Прошло примерно 30 минут, пока я понял что нужно. Оказалась, таможенник спрашивал, в какие точно даты я был в Турции. Зачем им эта информация и как она взаимосвязана с Китаем, так и не понял.
      2. Отстоял в очереди час, оказалось, мне еще рано регистрироваться, сказали приходить через 2 часа. Пошел, вздремнул на стуле.
      3. За второй багаж заставили платить 680 юаней, а это 7150 рублей. Хотя вся наша команда ничего не доплачивала. Пока понял, где платить, прошло еще минут 40, наверное.
      4. В багаже, за который заставили платить, вез мясорубку и зажигалки с длинным носом для газовой печи. Заставили все вытащить и забрали зажигалки, все быстро складывал как попало. Хорошо, мясорубку не забрали.
      5. При досмотре на Сиэтл заставили вытащить из рюкзака абсолютно все и разложили по трем ящикам. Докопались до коптера. Но пронесло. Досматривали так, думал, трусы снимут и душу вынут. Пятки моих ботинок им не понравились, заставили снять и унесли обследовать.
      6. И только теперь сижу спокойно и жду вылет. Из 9-часового ожидания рейса в Америку 6 часов занимался решением различных задач.

      По прилету в США весь багаж забрали на досмотр. Вытащили и проверили абсолютно все. Забрали 4 килограмма сала и 2 кг копчёной колбасы! Пристально рассматривали рис и приправы, но их оставили! В Анкоридже меня встретили члены нашей команды Рудольф и Наталья, а так же Анна Верная, руководитель «Русского культурного центра на Аляске», которая второй год помогает экспедиции «Байкал-Аляска». Забрал багаж, и все вместе мы отправились в магазин продуктов докупить недостающий провиант. Погода в Анкоридже была солнечная и теплая. Настроение на высоте. Завтра подъем в 6:00 и в 8:00 выдвигаемся на машине в порт Хомер, где встретят другие члены нашего экипажа, которые занимались подготовкой катамарана к плаванию! Разница по времени с Иркутском — 16 часов.

      7 августа

      День прошел в окончательной подготовке катамарана. Все занимались своим делом. Так как я отвечаю за кухню, разбирал продукты и фасовал их по разным ящикам. Вечером прошли, прогулялись по Хомеру и посидели в местном баре. Бар особенный: правила там таковы, что каждый гость должен оставить на стенах купюру в 1 $, что мы и сделали. Вечер был теплый и безветренный. Легли спать в 2:30. Завтра подъем в 7:00, старт экспедиции назначали 08.08. на 8:00.

      8 августа

      Стартовали, как и планировали. Почти весь день шли по океану. Волна была местами три-четыре метра. К вечеру оказались рядом с безымянным островом, там и заночевали. Рассвет был прекрасен!

      10 августа

      Проснулись в 9:30. Позавтракали и отправились в музей алеутов и музей купца Александра Баранова, первого губернатора Русской Америки. Музеи небольшие, вход стоит 10 и 7 долларов с человека.

      После нашли кофейню, сделанную в русском стиле, с православными иконами, российским гербом и портретами царской семьи Николая II. Часть персонала говорит на русском. Нам здесь обрадовались. Все эти ребята служат в местной православной церкви. Исполнили нам молитву «Христос Воскресе из мертвых», подарили большой мешок вкусного кофе и много домашних булочек. Батюшка вручил икону Германа Аляскинского, вырезанную на дереве. Мы рассказали об экспедиции, и вместе с представителями общины отправились к нам на катамаран на экскурсию. Они смотрели на наше судно и восторгались, как на нем, мол, можно прийти из России через океан.

      После посетили яхту русских ребят из Владивостока: муж с женой и дедушка проходят на ней кругосветку. Выпили с ними по чарке. Уходя, увидели большую яхту. Оказалось, на ней из Австралии пришли 65-летние муж с женой! Честь и хвала таким людям, идут себе вдвоем через моря и океаны и ничего не боятся.

      Мы заправились и пошли на необитаемый остров, где стояла церковь. Местные сказали, что «там нужно обязательно побывать». Заброшенную церковь нашли, вместо колоколов там висели пустые газовые баллоны. Прошли по заросшей тропинке через сказочный лес, весь покрытый мхом, сквозь большую листву деревьев пробивался яркий солнечный свет. По пути встречались иконы разных святых, прикрепленные к стволам. Тропинка привела к двум маленьким домикам, убранство которых говорило о том, что здесь жили монахи-отшельники. Все очень просто: стол, стул, кровать. Основное место было занято иконостасом и церковной литературой на русском языке. Этот факт очень удивил. Вечером встали на ночевку в красивую бухточку. Когда стемнело, у берегов было что-то невообразимое. Звук был такой, как будто вышли десять женщин и одновременно начали полоскать белье. То ли медведи рыбу ловили, то ли лоси ходили, то ли просто река у берегов кишела рыбой…

      11, 12 и 13 августа

      Три дня были в океане. По пути заходили на ферму по разведению рыбы. Все продуманно. По ферме часто гуляют медведи и едят рыбу. На наш вопрос фермеру, не боится ли, ответил: «Мы их не трогаем, они нас не трогают, так и живем в полном союзе с опасным зверем».
      Недалеко от фермы решили порыбачить. Заброс — рыба, и так раз пять. На противоположном берегу сидят два медведя и тоже рыбачат, с невозмутимом видом вытаскивают рыбу, съедают и опять лапу в воду. Очень интересно было за ними наблюдать.

      Ночевать всегда стараемся в укромных местах, защищенных от ветра и волны. Как правило, это уютные бухты с сумасшедшими пейзажами, которые зачастую наблюдаем только утром, так как вечером приходим на место уже в темноте, ориентируясь по GPS. Самое главное — встать пораньше, чтобы насладиться самыми совершенными в мире исполнителями песен — птицами. Да и в целом звуки утра в этих местах восхищают. Даже записал на диктофон это великолепие.

      Позже зашли в очень красивое место — бухту, где было много красивых островков небольшого размера: внешняя сторона — скальная порода, внутри — дикие ёлки. Здесь также залив кишел рыбой, и не поймать её было сложно. Шесть хвостов горбуши вскоре превратились в сочные рыбные котлеты. Все-таки не зря я вез мясорубку через океан.

      Перейдя в еще более живописное место, высадились на пляж с кристально чистой водой и не могли отказать себе в купании.

      Тринадцатого августа весь день с семи утра был длительный переход до Сьюарда, по пути подобрались к подножью ледника Петрова (да-да, именно так он и обозначался на картах). Восхитительное место. Сидя в позе лотоса на берегу океана с видами на ледник, играли на барабане тамбурине и байкальском варгане. Очень было атмосферно и душевно.

      К пяти часам вечера подошли к порту Сьюарда. Поужинав, посетили местные магазинчики и бары. Весь интерьер в них связан с океаном, китами и диким миром Аляски. Выпив по бокалу пива, уже совсем за полночь вернулись на борт «Искателя».

      14 августа

      В Сьюарде весь день занимались бытовыми вопросами и уборкой катамарана. Перекладывали все в рундуках с провизией, перемывали посуду, исправляли мелкие технические неисправности. Пообедать решили в кафе. Цены в кафе очень высокие, например, порция риса или картофеля с жаренной рыбой стоит 25 $ (на наши деньги 1660 рублей) и бокал пива 8 $, а это еще 530 рублей. Уровень кафе — как у нас самая настоящая столовая. Узнавали про гостиницу, чтобы зарядить все гаджеты и помыться, самый простой номер 300 $. Эту идею оставили.

      Помыться здесь можно в общественных душевых. Там чисто и цивильно, рядом со входом висит автомат для приема денег, засовываешь два доллара — тебе падает две монетки. Берешь и заходишь в душ. Перед душевой кабиной также висит автомат, куда сбрасываешь их и включаешь воду. Две монетки — это 7 минут водных процедур.

      Вышли из Сьюарда в 17:30. Задача — найти укромное место для ночевки. Встали на якорь около скал. Необходимо было приготовить ужин, чем я и занялся. В Сьюарде купили кусок отличной говядины, и наконец-то можно было сделать плов не из тушенки, а из настоящего мяса.

      Закатное солнце Аляски медленно погружалось за горы. Скальный выступ рядом с нами окрасился в ярко-оранжевый цвет уходящего солнца. Экипаж приготовился к ужину, вооружившись тарелками и ложками, застыл в ожидании, когда же я открою крышку казана. Как вдруг издалека показался надвигающийся на нас небольшой катер. «Сейчас мимо пройдет», — сказал капитан, но он шел именно к нам. Сбавив обороты двигателя и маневрируя для парковки, он приблизился к нашему борту. Из него высыпали пять парней и девушек. Поздоровались с нами, потом пошли вопросы: «Откуда? Куда?». Как выяснилось позже, это американцы, занимающиеся туризмом на Аляске, и у одной девушки из их компании был день рождения. Угостили их пловом и кедровой настойкой. После продолжительного диалога они пригласили нас на береговую косу разделить с ними праздник, мы согласились. Торопиться в этот вечер все равно было некуда, да и возле костра посидеть с шикарными видами на горы и океан грех было отказываться. Место было и вправду красивейшее: за косой виднелось дикое озерко, а вокруг — горы и сухостой.

      Они быстро разожгли костер, и один из парней начал готовить торжественный ужин на костре. Было интересно за ним наблюдать. Оказалось, делал он мексиканский буритос из мяса оленя. Долго мы сидели у костра, пели песни, они — американские под гитару, ну, а мы — «Черного ворона» и поднимали чарки за виновницу торжества. Атмосфера была дружеская и душевная. Рассказывали им об экспедиции, показывали фотографии нашего края, а они нам — свои истории про путешествия. Ночная мгла быстро поглотила океан, ветер успокоился. Ребята уехали, а мы остались ночевать здесь. Трое из наших устроились в спальниках у костра.

      16 августа  

      Встали рано, чтобы сходить на один из самых больших ледников на Аляске. Называется он Ченега. Пробирались к нему через плавающие льдины, отталкивая их от бортов катамаран деревянным шестом. Удалось подойти максимум на километр. Нашему восторгу не было предела. Ледник раскалывался, сопровождая это оглушительным громом. Льдины падали в воду, создавая небольшую волну. Холод заставил надеть на себя всю теплую одежду. На крайней кромке льда ледника загорали ленивые морские котики, при виде нас они заторопились в воду.

      19 августа

      Два дня стояли в порту Whittier, ожидая погоды.
      Здесь у нас произошла пересменка экипажа: трое закончили путешествие, а двое участников из Якутии присоединились к нам.

      Whittier — маленькая американская деревня, где живут 200 человек. Здесь стоит большой рыбный завод, вокруг которого и крутится жизнь. Инфраструктура слабая: несколько кафе, ресторан и 4–5 маленьких сувенирных магазинчиков. Смотреть здесь особо нечего.

      Привели катамаран в порядок после десятидневного путешествия по океану. Подкачали баллоны, надраили палубу, перемыли посуду, провели ревизию продуктов. Через пару часов отправляемся дальше. Ночь сегодня была холодная, всего 5 градусов. Сейчас штиль и жара. Подходили на лодке американцы. После того, как рассказали об экспедиции, у них было много эмоций. Назвали нас «Факин крейзи раша», посмеялись вместе.

      20 августа

      Утром подошли почти вплотную к Колумбийскому леднику. Катамаран «Искатель» окружали огромные айсберги ярко-синего цвета. Ледяные глыбы, размером как пятиэтажный дом, завораживали.

      Природа Аляски разнообразна. В одном месте можно стоять среди леса с достаточно теплой и прозрачной водой, можно купаться и загорать. Стоит перейти лишь 50 километров, как ты оказываешься среди льдов с мутной бирюзовой водой, плавающих льдин, айсбергов и пронизывающего зимнего ветра, который заставляет надеть на себя всю теплую одежду.

      Полюбовавшись этим местом, потом целый день шли к порту Кордова. Добрались уже на закате. Мужики из Якутии отсыпались, Анатолий и Андрей были у штурвала. Так как утром удачно сходили на рыбалку и вытащили 6 хвостов лососевых (одну из рыб мне удалось даже поймать руками), к вечеру запланировал приготовить из них рыбные котлеты. Этим и занимался до прихода в порт.

      В порту Кордова живут 2300 человек. Некоторым из нас он не понравился, если сравнивать с другими местами стоянок. Вечером прогулялись до местного бара. Идти до него около километра: совершенно пустынные улицы, ни машин, ни собак, ни людей. Пропустив по кружке пива, вернулись на борт «Искателя». Рано утром надо было идти дальше.

      21 августа

      Весь день шли по океану в 50 километрах от берега, причем берега видно не было. Интересное чувство испытываешь в такие моменты: понимаешь, насколько ты беспомощен в этой стихии. Нужно будет — океан тебя раздавит, как клопа, и в то же время любуешься его бескрайними просторами, вглядываясь в бесконечный горизонт, чувствуя себя настоящим мореплавателем.

      Ночью и весь день 22 августа по метеосводкам ожидался шторм со скоростью ветра от 40 до 70 узлов. Пора прятаться от надвигающейся стихии. Впереди по курсу — остров Каяк. Наконец-то он показался в виде огромной отвесной скалы метров 300–400 в высоту, на крайней точке — маяк. Хотелось переждать непогоду именно там, но так как ветер дул нам прямо в спину, укромного места для ночевки не было. Ночью катамаран выбросило бы на берег, а этого допустить нельзя.

      Пошли вдоль острова в поисках другого подходящего места. Завернули за небольшой мысок, где и бросили якорь. Остров был окутан дымом, который несло с океана от пожаров на Аляске. Из-за этого он казался таинственным и немножко зловещим. Тяжелое океанское солнце медленно сваливалось за горизонт. Наше судно пришвартовалось к берегу. Через пару часов ожидался отлив. Мы понимали, что катамаран осушится, но к трем часам ночи опять будет на плаву.

      Вышли на берег и разожгли костер. Анатолий, взяв спиннинг, отправился на рыбалку, и уже через минут сорок мы запекали в фольге только что выловленную рыбу, разговаривали на разные темы и любовались призрачным островом. Небо звездное, тихо и тепло. Ждали надвигающийся шторм.

      Непогода пришла около трех часов ночи. К утру наш катамаран полоскало, как в посудомоечной машине. Флаги, трепыхаясь на ветру, заняли ровно горизонтальную позицию. Со стола срывало посуду.

      К трем часам дня перебираемся на другой близлежащий остров, прячемся от ветра там. Полчаса не могли поднять якоря. Из-за ветра они сильно вцепились в грунт всеми «зубами». Получилось сорвать их, только заведя мотор, на полном газу. Вытаскиваем якоря и направляемся навстречу стихии.

      Свинцовое небо повисло над океаном. Волны захлестывают судно, ветер 20 м/с порывами до 30. «Искатель» поднимается на встречных волнах и с хлестом падает, ударяясь о них. Моторы справляются на пределе, вот-вот нас унесет в открытый океан.

      Обошлось. В поисках укромного места прошли семь километров. От многочисленных брызг волн я был весь мокрый. Михалыч, сидя на рулежке, чудом поймал улетающий стол. Наконец, долгожданный берег. От ветра прикрылись скалой, стало поспокойнее. Ждали отлив. Встали так, чтоб не осушиться, глубина под нами примерно сантиметров 60–70.

      Было около полуночи, мы с Толей сидели и разговаривали, как вдруг услышали пронзительный волчий вой. За облаками виднелась бледная луна. На борту из оружия — только чеснок и осиновый кол. Как раз в это время был полный отлив, а мы стоим у берега, глубина минимальная. Волчий вой усиливался. Решили быстро отойти подальше, обезопасить себя от нежданного зверя. Подняли якоря, отодвинулись на более значимую глубину. Испытали малоприятные эмоции. Михалыч остался дежурить, а мы пошли немножко вздремнуть.

      23 августа

      Проснулись около девяти утра. Ночь прошла спокойно, без ветра и волков. Потеряли сутки, пережидая непогоду. Нужно наверстывать. Быстро позавтракав, завели моторы. Связи не было. Позвонили в Иркутск со спутникового телефона, узнали прогноз, вроде нормально, идти можно. Только волна в океане после шторма ожидалась от трех до четырех метров. Вышли — и сразу же поймали эту самую волну.

      Капитан кричит: «Держитесь! Держитесь! Держитесь! Сейчас долбанет. Быстро надеть всем спас жилеты!». Кого-то тошнит. Наше судно превратилось в американские горки. Сначала ты со скоростью падаешь в пропасть, видишь самую нижнюю кромку волны и видишь, как над тобой возвышается огромная масса воды, по которой ты стремительно идешь вверх и опять проваливаешься в пропасть. Дух замирает, доза адреналина впрыскивается в кровь. Чувствуешь жизнь и всю силу океана с замиранием сердца. Задача — подальше отойти от берега, так как у него волна набирает основную мощь и обладает наиболее разрушительной силой. Надели жилеты, сидим-держимся, а «Искатель», маленький и беззащитный, борясь со стихией, идет вперед.
      С трудом пробились в открытый океан. Волна стала не меньше, но более раскатистой, мотало не так сильно. И мы решились на суточный переход.

      До следующего населенного пункта было 280 километров, скорость катамарана на полном ходу — 12–15 км/ч. Шли посменно, друг друга меняя за штурвалом. Ночь медленно опустилась на океан. Ориентируясь только по компасу и GPS, уверенно разрезали волну, слушали музыку — Виктор Цой пел для нас «Видели ночь, гуляли всю ночь до утра», а вокруг — кромешная тьма и шум моторов, которые оставляли за собой свет от океанского планктона. Звезд в эту ночь не было видно, небо оставалось затянутым облаками, только изредка на фоне тяжелого неба показывалась луна. К пяти часам ночь сменилась сумерками.

      24 августа  

      К 6 утра, как и планировали, подошли в поселок Якутат. Там всего 600 жителей, обычная маленькая рыболовная деревня, не имеющая даже своей марины, только пару пирсов и все. Но при этом в деревне есть аэропорт, самолеты летают в Анкоридж и Сиэтл. Хотя, что удивляться, в Америке малая авиация очень развита, у многих есть легкомоторные самолеты. Люди на них летают в свои загородные дома — на дачу.

      Пришвартовались к пирсу. Первым делом надо было найти заправку, так как бензин израсходовали почти полностью. В этом был определенный квест, так как ни заправок, ни одной живой души мы не наблюдали. Вышли на пирс, там стоит одинокий автомобиль, за рулём — пожилой мужчина. Начали его расспрашивать, где можно заправиться, он ответил, что, мол, сегодня суббота и заправки не работают. Мы подробно объяснили ему ситуацию про экспедицию, и он вызвался помочь.

      Сели к нему в машину, доехали до заправки. По пути он рассказал, что в этом месте очень много каланов (морская выдра), и они поедают много рыбы, крабов и осьминогов и мешают местным жителям, которые живут дарами океана. Сказал, даже шутка есть: когда здесь жили русские, они не успели истребить всех каланов, и, мол, было бы хорошо позвать русских завершить этот вопрос.
      На заправке стояли два бензовоза с номером телефона. Позвонили, объяснили, американец на том конце «провода» ответил: «Пока вы все это мне объясняете, я бы мог уже встать с постели, надеть штаны и приехать к вам». Посмеялись. Позже он пригнал бензовоз и заправил нас. По пути заехали в магазин и купили немного продуктов.

      Завидя незнакомцев, местные жители окружили нас с вопросами, откуда мы, куда движемся и как. Объяснили. Наши истории об экспедиции всегда вызывали охи и вздохи. К месту стоянки катамарана потянулся народ, кто из любопытства, а кто и с подарками. Один местный житель принес нам свежемороженую рыбу и банку тюленьего жира. Рассказал как нужно эту рыбу есть: «Отрезаете кусочек и макаете в жир, так „вери тести“ (очень вкусно)».
      Потом пришел дедушка, работник магазина, в которым мы были, и подарил целый пакет шапок с названием этого населенного пункта и другие сувениры. Народ очень дружелюбный и готов помогать во всем. Человек с рыбой помог нам с интерном и пресной водой. Съездили к нему домой на старом пикапе в кузове. Парень живет один, бедно. Домик ветхий, как наше зимовье, одна комната, заваленная разным барахлом, диван и кровать. При этом готов был отдать последнее. Подарил нам складной ножичек и большое перо орла. Подключились к его вай-фаю, отправили всем сообщения, что с нами все хорошо, и проверили еще раз погоду. Поблагодарили его и вручили маленький флаг экспедиции с нашим маршрутом и кепку из Якутии.

      Вроде все дела сделаны, здесь нас ничего не держало. На полных парусах нужно было нагонять потерянное время и не пропустить погодное окно. До финишной точки оставалось 430 километров. Кстати, в этом месте находится гора высотой 5959 метров — самая высокая в мире гора у океана. Сюда приезжают профессионалы и любители острых ощущений посерфить на ледяных волнах. Очень жалко, что мы не увидели эту гору, так как все было затянуто облаками.

      Вышли в 11:00. Через два дня опять ожидалась непогода, за это время нужно преодолеть 430 километров, а скорость «Искателя» 15 км/ч.

      Вечером было тихо. У Германа — день рождения, и пока он спал, мы все вместе постарались приготовить праздничный стол. Получился салат из капусты и помидоров от капитана под названием «Дрейфующие помидоры в океане капусты». Я сделал салат из помидоров, острого перца и лука с соевым соусом. Отварил картошку в мундире и обжарил тушенку с луком. Подарок от местного жителя Якутата также пришелся к столу — как закуска из красной рыбки с луком и подсолнечным маслом. Не обошлось без нашей сибирской настойки на кедровых орешках (по чуть-чуть), с любовью приготовленной на борту «Искателя». Выключили моторы и ушли в дрейф, чтобы в спокойной обстановке на фоне океанского заката поздравить именинника.

      Пока дрейфовали, океан забрал винт у одного из моторов, видно, гайка открутилась, мотор работал под давлением воды, а как только остановились, он медленно съехал в воду. Благо, запасной был.

      25 августа

      Время 10:40, в океане находимся уже сутки. Ночь была сказочной. Черный бархат неба был усыпан яркими звездами, думаю, такие звезды можно увидеть только в океане. Созвездие Большой медведицы находилось над нами. Глядя на него, крутил в голове слова из «Баллады о детях большой медведицы»: «Велик океан и земля велика, надо бы все пройти».
      К утру погода испортилась, нас то поливало проливным дождем, то било и подбрасывало на хлестких волнах. К пяти часам наконец-то зашли в архипелаг островов города Ситки, старое название этого города Новоархангельск, являлся столицей Русской Америки 60 лет.
      На этом океанские мотания заканчивались. Город Ситка в экспедиции «Байкал — Аляска» — финишный. Последний 31 час без остановки мы провели в океане, не раз впрыскивая адреналин в кровь.
      К шести часам вечера зашли в тихую бухту порыбачить. Вокруг — лес стеной, бежит горный ручей, а в нем лосось стоит стаей, тебе даже спиннинг не нужен, берешь подсак — и пошел по ручью за ней гоняться, 20–30 минут — и у тебя уже пять хвостов от 2 до 3 килограммов. Вот и вся рыбалка. Пожарили рыбу стейками и уху сварили. Полный штиль и умиротворение. Поужинали и легли спать, завтра заходим в Ситку.

      26 августа

      Наш сон нарушил звук мотора. С трудом приоткрыв глаз, посмотрел, кто у штурвала. Михалыч ложился всегда раньше всех и раньше всех вставал, и сейчас было не исключение, а в этот раз к нему еще и Герман присоединился. Мужики не стали ждать, когда проснется капитан, и потихоньку взяли курс на Ситку. Спали мы как убитые. Ночью не было ни дуновения ветерка, вода словно замерла и дала нам возможность отоспаться. Такое чувство, что стоим на асфальте, а не на воде. Утро было хмурым и неприветливым, местами накрапывал дождик. В 8:20 мы торжественно подошли к порту города Ситка.

      Чувствовалось, что здесь кипит жизнь. Корабли, кораблики, лодки от мала до велика встречались нам на пути, никто не оставался равнодушным, все приветствовали необычное судно, махали руками. Мы всегда отвечали взаимностью.

      Водные самолеты разрезают воздух, кто-то взлетает с воды, а кто-то садится, а вот группа туристов на каяках проходит между островами. Сразу видно, что город, относительно других портов Аляски, немаленький, хотя жителей не так-то много, всего 8800 тысяч человек. Сначала подошли к марине, где стоять нельзя (как выяснилось). Потом боялись, пройдет ли мачта, двигаясь под красивым мостом, который соединяет город с аэропортом. Прошла, но запас по высоте был минимальный. Выяснили, где находится гостевая марина, и пришвартовались уже в разрешенном месте.

      По соседству с нами стояла большая яхта, ее дно покрылось зарослями мелких водорослей, а на палубе была рассада различных овощей. После швартовки нас встретил старый пес, вышедший нам навстречу полюбопытствовать, кто пожаловал, а следом и сам хозяин яхты и пса. Мужчина лет 70, а может и старше, обросший, как лев (мне показалось, был похож на Карла Маркса), поприветствовал нас. Оказывается, дедушка здесь живет и, скорее всего, кроме этого судна не имеет другого жилья. Платит 150 $ за стоянку на воде и находится тут круглый год.

      Позже встретились с ребятами из Владивостока, помните, с которыми мы познакомились на острове Кадьяк? Позвали они нас к себе в каюту, напоили горячим чаем с блинами и красной икрой.

      Целый день лил сильный дождь, из-за этого прогуляться по городу не получилось. Нашли уютный ресторанчик в центре и скоротали вечер там. Очень уж хотелось ресторанной еды, да и вообще чего-то экстра вкусного!
      Одна из основных задач, что стояла перед нами и которую нужно было срочно решать — где оставить катамаран на зимовку. Вечер в ресторане не принес ответов и на этот вопрос. Все согласились встать завтра пораньше и всерьез заняться этим вопросом.

      27 августа  

      В 12 часов мы были уже в городской администрации с просьбой решить наш вопрос. Встретились с заместителем мэра. Он взялся помочь. Сказал приходить через два часа. Городская администрация была далеко не первым местом, куда мы обратились в то утро. Квест продолжался в чужом городе, да что там про город говорить, в чужой стране с абсолютно иным мышлением и менталитетом, чем в России. Это Америка, бро, и здесь зачастую черное — это черное, а белое — это белое и никаких альтернатив. Здесь нельзя сказать: «Эй, чувак, давай ты реши мой вопрос, а я тебе за это денег дам, да…и… можно побыстрее, за скорость еще сотня сверху».

      Чтобы не терять время, разделились и пошли по разным инстанциям, были и в агентствах недвижимости, визитных центрах, туристических компаниях и много еще где, не зашли, однако, только в библиотеку. Через два часа подошли к администрации, хотелось верить, что они -то нам могут. И тут приходит голосовое сообщение от Германа и Андрея, мол, все хорошо, договорились с университетом, они готовы принять катамаран на зиму и показали замечательную зеленую лужайку, куда его можно поставить. Супер, отличная новость, но в мэрию все-таки заглянуть нужно. Заместителя мэра уже не было на месте, а его секретари сказали нам, мол, извините, ничем помочь не можем.

      Ну что ж, благо, университет есть. Капитан поспешил туда узнать детали и оформить бумаги. Я из нашей пятерки улетал первый. На улице погода нормализовалась, и было еще время пробежать по сувенирным магазинчикам и некоторым достопримечательностям.
      Время ехать в аэропорт наступило быстро. Сфотографировался еще раз с катамараном, сердце щемило от расставания с ним. Ни разу нас не подвел, выдержал все шторма и жесткие пощечины волн. Скоро все разъедутся, оставив его сиротинушку опять на чужбине. Эх, ну ничего не поделать. Мужики проводили меня до такси, крепко пожали друг другу руки, и я оправился в тридцати часовой перелет домой. Там меня тоже уже заждались.

      Итоги

      Хочу подвести итоги и сказать следующее. Проект «Байкал-Аляска» начался в 2016 году. Сама идея очень вдохновляющая: пройти маршрутом 150-летней давности вслед за иркутскими купцами, понять, прочувствовать хоть немного, а каково было им, а как они это делали без современных технологий во всем, начиная от одежды до самого судна. Как они шли, преодолевая холод, шторма и силу морей и океанов. Ввозили товар, вывозили, торговали, развивались. Фамилии многих иркутских купцов увековечены в названиях улиц, кораблей, культурных центров на Аляске. Судьба меня не раз подталкивала к участию в этом проекте, и что-то не срасталось, но здесь сошлись все звезды. И на мою долю выпало поучаствовать в двух последних, финишных этапах экспедиции. Я, наверное, немного даже горд этим. Много было разных нестыковок для осуществления этой поездки, но все получилось. Рад, что решил пойти именно в два этапа, так как они разительно отличались друг от друга.

      Первый этап — это первые 11 дней. За это время прошли около тысячи километров. Заходили в разные бухты, посетили один из самых больших ледников на Аляске под названием Ченега. Он оставил особые эмоции. Как среди больших и не очень осколков и айсбергов льда, расталкивая их деревянными дрынами, катамаран «Искатель» двигался вперед к своей цели, хотели как можно ближе подойти к леднику, послушать его дыхание, увидеть, как с оглушительным грохотом, подобно грому, от него откалываются голубые льдины, падают в воду и создают волну. Это было очень волнительно и впечатляюще. Где ты еще увидишь такое!
      С погодой нам очень повезло, местные говорят, что на Аляске в это время такая жаркая погода была 65 лет назад. Ходили в шортах и тапках, удалось даже пару раз искупаться в океане. В шторма мы не попадали и ночных переходов не делали.

      Второй этап — это уже совсем другая песня. Длился он всего 8 дней. Со старта мы сразу поставили тент на палубе. Постоянно мотало на ветрах, не раз попадали в шторма и шли под дожем. Часто делали ночные переходы, которые выливались в суточные, так как время было потеряно в ожидании погоды. Также были у огромного Колумбийского ледника, здесь плавали айсберги ярко-синего цвета размером с пятиэтажные дома. Неизгладимые впечатления останутся на всю жизнь.

      За два этапа экспедиции я составил целостную картину о природе Аляски, местных жителях и их быте. Аляска показывает, как живет деревенский американец, и это совсем не так, как мы себе представляем городского жителя, например из Нью-Йорка. Например, инфраструктура очень хорошо развита даже в самом забытом Богом месте, очень ценится человеческий труд. Везде есть малая авиация.
      Но при этом среди жителей и есть такие, у которых все плохо и бедно, но здесь, наверное, это можно списать на самого человека и его желание работать или нет. Многие, видно, страдают от алкоголизма. Ну и проблема налицо — это ожирение.

      Впечатления оставило и то, как американцы следят за природой Аляски, видно, как бережно к ней относятся. Нигде не было видно вырубленных деревьев, сожжённых полей из черного сухостоя. Рыбы в ручьях сотни, никто её не вылавливает сетями и не истребляет. Американцы рыбачат строго в отведенных местах по лицензиям. Правительство периодически вводит запрет на вылов той или иной рыбы, тем самым контролируя её популяцию. Рыбаки нам жаловались, что вот, мол, год был, вели запрет на палтуса, основной источник доходов, дак все лососевых ловили, затраты все те же, а заработок в два раза меньше. Самое главное — закон построен так, что и браконьерить нет никого смысла, потому что рыбу у них никто не купит во время запрета.

      Про продуктовые магазины. В магазинах очень много всего консервированного, продукты невкусные. Все с добавлением сильных консервантов, у нас продукты, которые обязательно должны были испортиться, не испортились. Например, 25 дней молоко в жару пролежало и осталось «свежим», а сливочное масло даже не растаяло! Резюмирую: у нас качество продуктов гораздо лучше!

      Поездка оставила много положительных впечатлений. Еще больше раздвинулись границы мира и миропонимания. Получил очередную закалку духа. Стал сильнее и в чем-то опытнее. На этом проект «Байкал — Аляска» не закрыт, пока мотались по штормам и волнам, капитану Анатолию Казакевичу и Андрею Прудникову, участнику двух этапов экспедиции, пришла идея походить еще по Аляске и отправиться в обратный путь на Байкал, а еще точнее, к ледоколу «Ангара». Я поддерживаю всецело их идею и по возможности буду присоединяться.

      Назад к списку
      +7 (902) 566-64-57
      +7 (902) 566-64-57 Позвонить по телефону
      WhatsApp Написать в WhatsApp
      Telegram Написать в Telegram
      E-mail
      info@miksanadv.com
      Адрес
      г. Иркутск, ул. Чкалова, д. 15, оф. 801.
      Режим работы
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00 (Время иркутское)
      info@miksanadv.com
      г. Иркутск, ул. Чкалова, д. 15, оф. 801.
      MIKSAN ADVENTURES


      © MIKSAN ADVENTURES — новый уровень ваших путешествий!
      ООО «МикСанАдв». 2018 — 2025 гг. Все права защищены. 

      Соглашение на обработку персональных данных
      Политика обработки персональных данных

      * Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
      Версия для слабовидящих