Это 41-я страна в моём списке. Первые впечатления очень хорошие. Нас встретили ночью и отвезли в отель. Сегодня сходили к мемориалу и в музей независимости Пакистана (от Индии), а также посетили главную мечеть Исламабада — Фейсал. Город удивил большими торговыми центрами, хорошими дорогами и чистотой на улицах. Приехал с двумя друзьями на разведку. ⠀⠀
⠀
Цель поездки — треккинг к горе Нангапарбат (8125 м). Это девятый по высоте восьмитысячник в мире и один из трёх самых опасных для восхождения по статистике несчастных случаев.⠀⠀
⠀
После достижения базового лагеря отправимся в город Скарду, а затем планируем посетить несколько потрясающих природных локаций в этой части Гималаев.
День 2. Долина реки Инд.⠀
Подъём в 5:30. Быстрый завтрак, и уже в семь утра мы выезжаем из Исламабада. Впереди — 400 километров. Казалось бы, немного, но в этих местах расстояние обманчиво.⠀⠀
Первые 250 километров дорога радовала: гладкий асфальт, современные заправки, уютные кафе. Невольно сравниваю с Непалом, где горные тропы начинаются сразу, без прелюдий — узкие, разбитые, как та, что ведёт к массиву Манаслу. Здесь же — почти безлюдно, машин кот наплакал, лишь изредка мелькают силуэты вдалеке.⠀⠀
Но после отметки в 250 километров всё изменилось. Дорога нырнула в долину реки Инда, и начался Каракорумский хайвей — узкая высокогорная лента, где две машины едва разминаются.⠀⠀
Справка⠀⠀
Каракорумское шоссе — 1300 километров серпантина, вьющегося через одноимённые горы. Оно пересекает Хунджерабский перевал на высоте 4693 метра, являясь самым высокогорным международным шоссе в мире. Эта трасса связывает пакистанский Исламабад с китайским Кашгаром, повторяя маршрут Великого шёлкового пути. Строили её 20 лет — с 1966 по 1986 год.⠀⠀
Движение в Пакистане левостороннее, а значит, наш микроавтобус Toyota Hiace всё время идёт по внешнему краю — там, где обрыв. Иногда есть отбойники, но чаще — лишь пустота за колесом. Скорость падает до 10–30 км/ч: дорога петляет, а навстречу плывут вереницы грузовиков.⠀⠀
Горы нависают отвесными стенами, и время от времени на обочине лежат валуны — будто предупреждение. Один такой камень мог бы превратить нашу машину в лепёшку, поэтому опасные участки хочется проскочить быстрее.⠀⠀
По пути — бесконечные блокпосты. Полицейские с АК-47 проверяют документы. Нас останавливали на проверку документов 12 раз. Иногда встречались машины с пулемётами, но в целом люди были доброжелательны.⠀⠀
Пейзажи сменялись: то водопад обрушится на дорогу, окатывая машину ледяным душем, то мелькнёт тело разбившегося горного козла, уже обглоданного бродячими псами. Деревеньки — шумные, полные мужчин в традиционных халатах. Женщин не видно. Торговля кипит: фрукты, овощи, живые куры…⠀⠀
Наш Hiace на троих путешественников и сопровождающего — просто дворец. Можно растянуться на трёх сиденьях и спать, чем мы периодически и занимались.⠀⠀
Финальная точка дня — поселок Чилас — появилась лишь в 21:00. 400 километров за 14 часов. Такие дела.
Приехали в Чилас, гостиница, ужин и крепкий сон.
День 3. Сказочные луга и дорога, где танцует смерть.⠀ ⠀
Подъём в 6:30. Завтрак, пропитанный ароматом свежего чая и тревожным предвкушением. В 8:00 стартуем — сегодня нам предстоит добраться до подножия Нангапарбат, восьмитысячника, чьё имя переводится как «Гора-убийца».⠀⠀
Сначала — 56 километров на микроавтобусе до моста Райкот. Там нас ждал крошечный джип, готовый бросить вызов 17 километрам горной «дороги смерти». Наивные, мы ещё не знали, что это значит. Втиснулись в машину, как сардины: рюкзаки, баул, проводник, портер. Пакистанский водитель включил музыку — национальные мотивы слились с рёвом двигателя, создавая саундтрек к нашему безумию.⠀⠀
Первые километры казались игрой — узкая, но ещё не смертельная тропа. Потом начался ад. Дорога сузилась до ширины колеи джипа. Слева — скала, справа, у моего окна, — пропасть в километр. Одно неверное движение, и нас не соберут даже по частям. Пальцы впились в перекладину под тентом, будто от этого зависела жизнь. Мозг рисовал самые невероятные сценарии, того что могло произойти. Но водитель улыбался. Встречные джипы добавляли максимально сумасшедших эмоций: машины едва разъезжались, сдавая назад к краю бездны. «Аллах с нами», — бросил проводник, когда я спросил, не беспокоится ли он.⠀⠀
На середине пути — хлопок! Пробили шину. Хотелось идти пешком, но пакистанцы заменили колесо за минуты, будто фокусники. Оставшийся путь я молился. Вчерашнее Каракорумское шоссе казалась «автобаном». Через час сорок минут мы выдохнули. Дорога смерти осталась позади.⠀⠀
Это была самая страшная дорога в моей жизни. ⠀
Феерия среди облаков.⠀
В лодже на старте пешего маршрута подали обед: курица с кари, лепёшки, крепкий чай. Дальше — трек к Сказочным лугам: 5 км, +700 метров набор высоты. Пошел небольшой дождь. Мокрые камни, грязь и снег сопровождали нас этот трек, но через два часа мы стояли на поляне, расстеленной⠀среди гор.⠀⠀
Fairy Meadows — горный цирк, где время застыло. Красивые деревянные домики, дымок из труб, запах хвои и свободы…Казалось, мы не в Пакистане, а в альпийской деревне. Нангапарбат пряталась за облаками, стыдливо скрывая свою грозную наготу. Зато вокруг цвела красота: пики одетые в снега, ручьи и совершенно умиротворенная атмосфера.⠀⠀
Вечером, за ужином, пересмотрели планы. Трек к базовому лагерю отменили — снега слишком много. Завтра — снова дорога смерти, а после — долина реки Хунзы. ⠀
День 4. Вид на Нанга-Парбат 8125м. ⠀
Солнце едва коснулось горизонта, когда мы, превозмогая усталость от бесконечных переездов, разлепили веки в седьмом часу. За окном — ни облачка. Воздух, хрустальный и звенящий, раскрыл перед нами главный подарок утра: Нанга-Парбат, восьмитысячник, застывший в небесной вышине, будто высеченный из льда и камня самими богами. Гора, входящая в зловещий триумвират самых опасных вершин планеты, снизошла до милости — явила себя во всей неприступной красе. Её громада, как-будто гигантская ладонь, накрыла горизонт, заставив сердце биться в такт древним ритмам земли.⠀⠀
Мы, словно одержимые, бросились снимать эти виды. Горный пейзаж гипнотизировал: огромный каменный массив, окутанные вечным снегом и льдом… Внутри поднималась буря — не страх, а восторг, смешанный с благодарностью за то, что довелось прикоснуться к такому величию и увидеть все это своими глазами.⠀⠀
После завтрака, в 8:30, начали спуск. Остановился, снять жилетку, услышал гул — будто гром прокатился под ногами. В нескольких метрах от меня пролетел булыжник размером с колесо машины. Проводник лишь хмуро бросил: «Камнепад. После дождя — обычное дело». ⠀
К джипу добрались за час сорок, попили чаю и колы. Дальше вновь — дорога смерти: полтора часа, когда каждый поворот кажется последним. Больше — ни за что. Даже за миллион.⠀⠀
В Райкоте, за обедом, сменили транспорт — «Красный Прадик», наш новый железный конь, повёз через долину Хунзы. Двести километров сумасшедших пейзажей, что менялись, как кадры эпичного кино: ливень, хлеставший по крыше, сменился песчаным ураганом. Ветер вздымал стены пыли, скручивая их в призрачные фигуры, а вокруг высились огромные скалы, похожие на замки забытых цивилизаций. ⠀
Улицы деревень кишели людьми, машины продирались сквозь рыночную вакханалию, где женщин почти не было — будто их стёрла сама пустыня.⠀⠀
К пяти вечера добрались до отеля. Из окон — панорама, от которой захватило дух. Завтра — долгожданный сон до десяти, а после — город Скарду. Наше путешествие, как река, петляет, меняя русло, и в этом — его магия. Не планы, а случайности становятся сюжетом. И мы, засыпая под теплым одеялом, уже ждём новой главы.⠀
День 5. Переезд в Скарду, через горное озеро Attabad lake. ⠀
Сегодня наконец-то выспались. Гостиница, затерянная на высоте 2300 метров, будто парила в облаках. За окном — амфитеатр из гор: вершины в шесть и семь тысяч метров, одетые в снежные мантии, впивались в небо. Сделали десяток снимков на этом фоне и пошли завтракать. ⠀
К десяти утра «Красный Прадик» уже мчал нас к озеру Аттабад. История его рождения — драма стихий: в 2011 году гора, содрогнувшись, обрушила в объятия реки Хунзы миллионы тонн камня. Река сменила русло, и родилось чудо — бирюзовая гладь. Люди быстро сообразили, что из этого места можно сделать небольшой курорт и построили здесь гостиницы, организовали прокат лодок, гидроциклов и катеров. ⠀
К полудню мы уже пили кофе на террасе отеля, любуясь игрой света на воде. Это первое место, где есть с десяток сувенирных магазинов. Товары обычно такие: Камни, бусы, шкуры козлов и сурков, платки, шапки, разные безделушки. Время торопило — впереди ждал Скарду, 318 километров по Каракорумскому шоссе, где асфальт — лишь условность.⠀⠀
Обед в придорожной харчевне стал ритуалом: пальцы вместо вилок, огненное карри, лепешки, пахнущие дымом тандыра. Пакистан щедр на контрасты — Ущелье, словно разверзнутое мечом гиганта, сжимало тракт меж скал, чьи вершины терялись в облаках. Позже дорога опять обрела окрас «дороги смерти». Ты всегда едешь у огромных стен скал с которых падают обвалы камней. Например в одном месте скала отвалилась и перегородила собой полдороги, осталась одна полоса, в другом месте просто сошел сель на асфальт и теперь тут раскатали глиняный участок в одну полосу, в другом месте как- будто просто прошел дождь из камней. И таких участков встречается очень много.⠀
К Скарду подъехали под дождем. Ужин — шашлыки и аромат смолистых дров, — вернул вкус к реальности. В отеле нас радушно встретили. Обсудили завтрашний маршрут.⠀За окном, в темноте, угадывались очертания новых вершин — немых стражей, хранящих дорогу к новым приключениям.⠀⠀
Сон опустился, как занавес после спектакля. А впереди — ещё неизведанные акты этой горной саги.
День 6. Джипы и окрестности Скарду.⠀
Скарду, затерянный на высоте 2250 метров, живёт по своим законам. Утро здесь ласковое — солнце мягко греет, небо чистое. Но к полудню горы решают иначе: тучи сгущаются, и воздух наполняется предчувствием дождя.⠀⠀
Первой остановкой стала пустыня Сарфаранга — неожиданный оазис песчаных барханов среди суровых скал. Здесь, как и положено в таких местах, можно взять джип с лихим водителем и промчаться по песчаным волнам, оставляя за собой вихри пыли. Мы ныряли в рытвины, взлетали на гребни дюн и смеялись, когда машина на мгновение зависала в воздухе, прежде чем с рёвом рухнуть вниз. А вокруг — безмолвные горы, будто наблюдатели из вечности.⠀⠀
Потом была крепость — древний страж Скарду, смотрящий на город с высоты. Отсюда, как на ладони, весь мир вокруг: хаотичные улочки, извилистые реки, пустыня, упирающаяся в скалы, и сами горы — величественные и нерушимые. Такого пейзажа больше нигде не увидишь: здесь всё смешалось — жизнь и вечность, движение и покой.⠀⠀
Сегодня пятница, а значит, город замер в молитве. Пока мы обедали, наш проводник спросил у нас разрешения и исчез, вместе со всеми мужчинами Скарду он отправился на центральную площадь, где будет проходить большая молитва.⠀⠀
После — тихая реликтовая роща. Коровы лениво жуют траву, не обращая на нас внимания. Мы бродим, вдыхаем запах сухой травы, щёлкаем фото — и снова чувствуем этот контраст: пустыня за спиной, а здесь — почти альпийский лес.⠀⠀
Вечером на ужин — пицца. Три огромных, дымящихся, за смешные 1300 рублей на наши деньги (даже впятером не осилили!). Магазины Скарду не поражают изобилием, но нам и не нужно ничего, кроме этого — дня без опасных дорог, дня, когда можно просто дышать и чувствовать этот город.
День 7. Рыбалка и отель в горах.⠀
Еще один яркий день, проведенный недалеко от Скарду. Поскольку главная цель нашего путешествия — треккинг к Нанга-Парбат — была достигнута на несколько дней раньше, у нас появилось свободное время, которое нужно было наполнить новыми впечатлениями.⠀⠀
И мы отправились на форелевую ферму — всего час езды от города. Ферма раскинулась на высоте 2500 метров. Три-четыре прямоугольных заводи с форелью, окруженные суровыми горами и цветущей сакурой. Солнце играло на воде, и картина вокруг казалась почти нереальной. Мы сказали, что нам нужно поймать 6 хвостов и самостоятельно их приготовить на гриле. ⠀
Вручили удочку — и дело пошло. В такой рыбалке результат мгновенный: две-три минуты, и шесть блестящих хвостов уже готовы для углей. Работники притащили потертый мангал, разожгли огонь и почистили рыбу. Дальше — моя очередь: я с удовольствием взялся за жарку, пока ребята грелись на солнце и болтали. Пакистанцы поднесли стол, стулья, свежие овощи и картошку фри.⠀⠀
Наш обед был простым, без восточных специй и жгучего перца — чисто русская еда на пакистанской земле. Мы наслаждались вкусом, природой вокруг и самим процессом — безмятежным и радостным.⠀⠀
После обеда поехали в лучший пятизвездочный отель в округе.⠀⠀
Отель был затерян среди исполинских гор, и его территория напоминала волшебный сон. Аккуратные домики с красными крышами, изумрудная трава, розовые и белые лепестки сакуры, бирюзовое озеро с пестрыми лодками… Незнакомые, но удивительно красивые деревья, а вокруг — вершины в снежных шапках. Я не верил своим глазам. Пакистан — моя 41-я страна, и я думал, что меня сложно удивить, но этот пейзаж затмил многое.⠀
За семь дней мы пережили столько, что казалось — эмоций уже не вместить. Пакистан превзошел все ожидания и только что, переписал правила игры. Сколько времени понадобится, чтобы осмыслить увиденное? Я так много фотографировал разве что в Непале, во время первого путешествия.⠀⠀
В ресторане у воды мы заказали стейки — и они снова удивили: мясо оказалось нежным, сочным и идеально прожаренным medium.⠀⠀
Насыщенные впечатлениями и счастливые, мы отправились в номера. Завтра нас ждал новый день — день треккинга.
День 8. Треккинг к пакистанскому языку Тролля (Рок Марсур) 3700 м. ⠀
Позавтракали. Быстро перебравшись в новый отель у озера, ровно в одиннадцать тронулись в горы. Час тряски в джипе по серпантину, где за каждым поворотом открывалась новая пропасть — и вот мы у начала тропы.⠀
Подъём оказался круче, чем ожидали. Два с половиной часа упорного шага вверх — тысяча метров по вертикали. Но усилия окупились сполна: день стоял ясный, без единого облачка, ветер спал и только крики горных орлов нарушали тишину. Перед нами развернулась панорама горных гигантов — от скромных холмов до заснеженных пирамид. "Здесь хоть Космическую фантастику снимай", — бросил кто-то, и все закивали.⠀
На вершине позволили себе полчаса блаженного ничегонеделания — грелись на камнях, как ящерицы. Спускались не торопясь, делая кадры на память. К четырём тридцати вышли к знакомой лужайке, где ждал наш джип.⠀
Обратная дорога в Скарду растянулась из-за пробок. Мы жили в тридцати километрах от города. Вернулись затемно, смыли дорожную пыль и отправились ужинать.⠀
За ужином, под аккомпанемент какой-то неизвестной птицы, делились впечатлениями. День выдался на славу: мышцы ныли приятной усталостью, а перед глазами всё ещё стояли те самые горные виды.⠀
Итоги по Пакистану. ⠀
Пакистан 41 страна в моем списке стран и он превзошел все мои ожидания — и природой, и людьми, и даже инфраструктурой.
Не скажу, что она суперсовременная, но гораздо лучше, чем в том же Непале. Как метко выразился один пакистанец: «Страна у нас не бедная и не богатая». И правда — есть хорошие дороги, цивилизованные торговые центры с мировыми брендами.⠀⠀
В столице, Исламабаде, заняться особо нечем — страна глубоко религиозна, никаких развлечений. Запрещены практические любые игры (не только азартные), нет алкоголя. Из интересного — мечеть Фейсала, одна из крупнейших в мире. Это шестая по величине мечеть и самая большая в Южной Азии: площадь — 5 000 м², а вмещает она от 100 000 до 300 000 верующих. Еще заехали к мемориалу независимости (Пакистан отделился от Индии только в 1947 году), там же есть небольшой музей.⠀⠀
Про безопасность⠀⠀
Не буду лезть в статистику — скажу, как есть. В столице, как и везде, есть мелкие воришки. Наш гид признался, что за его карьеру у туристов один раз украли деньги. А вот в Скарду (северный город) можно спокойно гулять даже ночью — город небольшой , все друг друга знают. Видели сами: машины стоят с открытыми окнами, никто ничего не боится.⠀⠀
Туристов здесь очень ждут и любят — для многих это единственный заработок. Местные буквально боготворят приезжих.⠀⠀
Кухня⠀
Достаточно однообразная: рис, курица с карри, овощи, лепешки. Зато очень дешево. Например, в пиццерии три большие пиццы обошлись нам всего в 1300 рублей, а добрый стейк в ресторане за 800р. ⠀
Особое впечатление оставляет Каракорумское шоссе. Проехать по нему это как отдельный вид экстремального развлечения. ⠀
Каракорумское шоссе — одна из самых высокогорных международных автомобильных дорог в мире, соединяющая Пакистан и Китай.⠀⠀
Основная информация:⠀⠀
- Протяжённость: около 1300 км (из них примерно 887 км на территории Пакистана и 413 км в Китае).⠀⠀
- Маршрут:⠀⠀
⠀- Начинается в Хавельяне (Пакистан) и идёт через горные районы до Кашгара (Китай).⠀⠀
⠀- Проходит через Гильгит-Балтистан (северный Пакистан) и пересекает Каракорумский хребет.⠀⠀
- Высота:⠀⠀
⠀- Максимальная точка — перевал Хунджераб (4693 м над уровнем моря) на границе Пакистана и Китая.⠀⠀
- Строительство началось в 1959 году и завершилось в 1979 году.⠀⠀
- Особенности:⠀⠀
- Опасные участки из-за оползней, лавин и резких перепадов высот.⠀⠀
- Живописные виды на горы Гиндукуш, Каракорум и Гималаи.⠀⠀
⠀
Интересные факты:⠀⠀
- Иногда называется "8-м чудом света" из-за сложности строительства.⠀⠀
- Вдоль трассы находятся древние петроглифы и памятники Великого шёлкового пути.⠀⠀
Скарду — жемчужина Пакистана⠀⠀
Совсем другая картина на севере, в Скарду Город окружен гигантскими горами, бирюзовыми реками и пустынями. Отсюда начинается путь к К2— второй по высоте (8611 м) и одной из самых смертоносных вершин мира.⠀⠀
Здесь проходит Каракорум — второй по величине горный массив после Гималаев. В нем — 8 вершин выше 7500 м, из которых 4 превышают 8000 метров.⠀⠀
Чем заняться?⠀
Здесь раздолье для искушенных путешественников:⠀⠀
✔ Альпинизм и треккинг в высокогорье⠀⠀
✔ Сплавы по реке Инд и другим рекам. ⠀
✔ Джип-туры по пустыням⠀⠀
✔ Параглайдинг ⠀
✔ Жизнь в отелях у бирюзовых озер среди гор⠀⠀
Вывод:⠀
Пакистан - это нестандартное, но очень яркое направление для тех, кто ищет аутентичность, природу без толп туристов и настоящее гостеприимство. Страна удивляет, требует гибкости в планировании, но щедро вознаграждает впечатлениями. ⠀
Пакистан — недооцененное направление. ⠀
⠀
⠀